Здравствуй, школа! Развиваем память ребёнка

000000001(2389)

Память человека обладает большим количеством особенностей. В том числе, на неё влияет возраст запоминающего. Ребенок дошкольного возраста, в отличие от подростков и взрослых, запоминает информацию механически. То есть процесс запоминания у дошколят происходит без применения специальных приемов и логического осмысления информации. Так происходит пока ребенок при помощи родителей и учителей не научится управлять своей памятью. От того, насколько правильно шел процесс развития базовых психических функций дошкольника, будут зависеть дальнейшие успехи или, напротив, неудачи в обучении, а также состояние памяти. Ребенок со слабой памятью обычно плохо осваивает школьную программу, плохо себя ведет в классе. Что же такое память? Это форма отражения окружающего мира, заключающаяся в закреплении, сохранении и использовании индивидуального опыта.

Самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей детей – возраст от 3 до 9 лет. К концу подросткового периода (к 15 годам) завершается развитие интеллектуальных способностей человека. Для успешного обучения в среднем звене, для понимания и усвоения учебного материала  важно с ребенком  в младшем школьном возрасте проводить занятия, направленные на развитие памяти, мышления, восприятия и внимания.

 Какими же можно развить память школьника?

Для начала займитесь развитием логической памяти.

1369374860_myshlenie-u-rebenka

Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве средства запоминания. Такая память основана на понимании. Логическую память у младших школьников важно развивать целенаправленно, т.к. обычно в этом возрасте самостоятельно дети не используют приемы смысловой обработки материала, а пользуются проверенным методом – повторением. Но даже после знакомства с логическим анализом школьники не сразу начинают применять его в учебном процессе. К этому необходимо специальное побуждение со стороны взрослого. Научите ребенка понимать и осмысливать материал, он должен самостоятельно разбивать текст на информационные блоки, находить между ними логические связи, систематизировать и анализировать их.

Далее переходите к развитию зрительной памяти.

detsad-115979-1394858904

Зрительная память в школе крайне важна и научить ребёнка её использовать – важная задача для родителей. В процессе тренировок вы должны сформировать у ребёнка навык создавать мысленную картинку, зрительный образ. Это один из наиболее эффективных способов запоминания, который поможет запомнить не только конкретный материал, но и абстрактный.

Также поработайте вместе над слуховой памятью.

memory

Этот навык важен для ребенка, т.к. большая часть учебного материала подается в устной форме. Устно педагог объясняет новую тему, разбирает ошибки, дает задания и т.д. Если ребенок прослушал, что ему объясняли на уроке, если он не способен запомнить на слух, то и результативность учебы будет низкая. Также мы хотим поделиться с вами некоторыми конкретными упражнениями, которые помогут вам развить память вашего ребёнка.

1. Упражнения для развития логической памяти

Запоминание пар слов.

Ребёнку предлагаются наборы из 25—30 пар не связанных друг с другом слов, например: кит — сигарета, слива — лампа, жук — облако и т. п. Последовательно прочитывая каждую пару слов, следует сформировать в уме некоторые образы, необычные картинки, в которых причудливым способом сочетались бы эти два предмета. Каждую картинку следует представить себе как можно ярче, эмоциональнее. Например, плывет кит с сигаретой во рту, сигарета светит в сумраке, от нее поднимается дым, похожий по цвету на шкуру кита. Или на настольной лампе вдруг, как на дереве, созрели сочные, сладкие сливы. После этого зачитываются первые слова каждой пары. Второе слово надо вспомнить и самостоятельно записать. Затем предъявляются только вторые слова пары, по ним надо восстановить первое слово.

«Тройная стимуляция» памяти.

Ребенку предъявляется ряд карточек с напечатанными на них словами или нарисованными картинками и предлагается из другого аналогичного набора карточек подобрать к каждой из первого набора такую, которая подходила бы к ней по смыслу (например, зерно — хлеб, дом — забор) с тем, чтобы в дальнейшем можно было, глядя лишь на второй ряд карточек, в точности вспомнить все карточки первого ряда. После того, как ребёнок усвоил принцип подбора сходных слов и воспроизведение основного слова с опорой на вспомогательное, задание усложняется. Вы предлагаете ему первый набор карточек (например: крыша, судья, рельс, лодка) и просите положить рядом с ними карточки второго набора (мяч, синица, окно, вокзал), основываясь на смысловом, образном, эмоциональном или каком-либо ином сходстве слов. Карточки второго набора располагаются под карточками первого набора («окно» под «крышей», «синица» под «самолетом», «мяч» под «судьей», «вокзал» под «рельсом»). Затем первый набор карточек закрывается листом бумаги и предъявляется третий набор карточек (герань, кресло, змея, сапог). Задача ребёнка— положить под каждой из карточек оставшегося второго набора связанную с ней карточку нового — третьего набора (окно — герань, синица — змея, мяч -— сапог, вокзал — кресло). После этого закрывается и второй набор карточек. Задача ребёнка— глядя лишь на третий ряд карточек, вспомнить связанные с каждой из них карточки второго и первого наборов (по карточке «герань» восстановить «окно» и «крышу», по карточке «змея» вспомнить «синицу» и «самолет» и т. д.). При достижении легкости в выполнении этого упражнения предлагается называть сразу карточки первого набора, не называя карточек второго набора. Можно вводить и большее количество опосредствующих наборов: четыре или пять,— удлиняя и усложняя тем самым смысловые цепочки слов.

2. Упражнения для развития зрительной памяти

«Опиши картинку»

Для занятия возьмите любые незнакомые ребенку картинки. Это могут быть иллюстрации к книгам или журналам. Желательно, чтобы на картинке было не менее 5—6 предметов. Ребенок должен в течение 30 секунд внимательно рассмотреть картинку, стараясь в деталях запомнить то, что на ней изображено, и вернуть ее вам. После этого, закрыв глаза, он должен мысленно представить картинку. После чего он должен максимально подробно описать то, что увидел и запомнил. По окончании рассказа вы вновь демонстрируете картинку и обсуждаете упущенные элементы картинки. В случае, если ребенок легко справляется с описанием простых картинок, выберете вариант посложнее с  большим количеством мелких деталей. Ваш сын или дочь, со своей стороны, тоже могут составить для вас аналогичные задания. Тогда их целью будет проверка вашего рассказа, что тоже для них полезно.

«Фигуры»

Предварительно приготовьте 6 карточек, на каждой из которых изобразите сочетание геометрических фигур. Все 6 сочетаний должны иметь сходство, но чем-то обязательно отличаться друг от друга. Вы даете ребенку для запоминания одну из карточек на 10 секунд. После внимательного изучения он возвращает ее и с закрытыми глазами мысленно восстанавливает рисунок. В это время вы раскладываете перед ним все 6 карточек в произвольном порядке и предлагаете найти среди похожих ту, которую он запоминал. Нужно следить за тем, чтобы карточки с фигурами не были перевернуты при повторном предъявлении, иначе вид фигуры может измениться. Вот вариант средней сложности, подходящий для второклассников, которые имеют опыт выполнения таких упражнений. При необходимости вы можете упростить или усложнить фигуры.

9-6

3. Упражнения для развития слуховой памяти

«Эстафета слов»

Вы называете одно слово, ребенок называет ваше слово и добавляет к нему своё. Вы повторяете свое слово, слово, которое сказал ребенок, и добавляете третье. Потом эстафета переходит опять к ребенку, он должен повторить 3 названных слова и добавить еще одно и т. д. Для «Эстафеты слов» лучше выбрать какую-нибудь тему, например: «Природа», «Спорт», «Фрукты». Можно договориться называть слова на какую-нибудь одну букву или только одушевленные существительные и т. д. Вот пример такой эстафеты на тему «Природа». Вы говорите: «Деревья». Ребёнок говорит: «Деревья, трава». Вы добавляете: «Деревья, трава, река». Ребёнок: «Деревья, трава, река, лес». Проигрывает тот, кто ошибется в повторе или не сможет добавить еще одно слово.

«Выбор»

Для занятия вам потребуется составить текст из 8—10 предложений. Прослушав текст, ребенок должен будет выборочно запомнить слова, о которых вы его предупредите перед чтением. Количество слов для запоминания варьируется от 3 до 5 в зависимости от возраста ребенка и длительности занятий. Вы говорите ребенку: «Я буду читать тебе текст. Слушай его очень внимательно, тебе нужно будет запомнить все названия конфет, которые прозвучат».

Воскресное чаепитие. По воскресеньям у нас дома устраивается большое чаепитие. Поэтому мы с мамой утром ходим в кондитерский магазин и выбираем каждому члену семьи его любимое лакомство. Для папы мама просит продавщицу взвесить конфеты «Мишка на Севере» и «Маска». Сестренке мы покупаем карамель «Гусиные лапки». А мы с мамой больше всего любим конфеты «Белочка». Сегодня к нам в гости приедет бабушка. Она для внуков всегда привозит угощенье. В прошлый раз это были конфеты«Ласточка». Сама же она любит пить чай с вареньем. А главным украшением стола станет, конечно же, пирог, который мы с мамой испечем к вечернему чаепитию.

Так в игровой и увлекательной форме вы поможете ребенку неосознанно развить навыки запоминания, что сильно упростит процесс его обучения.

Добавить комментарий