Летние экзамены: как помочь школьнику справиться со стрессом

EGE-zapiski-s-fronta.-Itogi-2013-i-nemnogo-teorii

Совсем мало времени остается до конца четвертой четверти, а летние экзамены уже не за горами.  Это очень важное и ответственное время для любого школьника, когда наши дети подвергаются достаточно серьёзному уровню стресса. Мы, как родители, должны сделать всё от нас зависящее, для того, чтобы помочь пройти школярам через это испытание с наименьшим сопротивлением.

Многие родители задают вопрос: “Чем мы можем помочь детям в период экзаменов?” Предположений высказывается масса. От уверенности, что взрослые должны на время экзаменов поставить на контроль каждый шаг школьника до твердой убежденности, что никакой реальной помощи родители оказать не могут, т. к. программа достаточно сложна и требует специальных знаний.

Обе эти крайности ошибочны. Конечно, старшеклассникам не нужны мелочная опека и постоянный контроль. Но это не значит, что и помочь этим ребятам родители не в состоянии ничем, разве что наняв репетитора.

1391684696_652x450_010076-copil-si-mama

У некоторых ребят существует страх перед экзаменами. Не то волнение, которое неизбежно в ситуации экзамена, а глубокий панический страх, который парализует волю, желание заниматься и вселяющий убеждение в том, что проблему решить не получится.

Какие же причины могут лежать в основе такого страха?

Первая, наиболее простая заключается в том, что нервная система школьника не справляется с нагрузкой. Это может быть из-за ослабленности, вызванной болезнью или из-за чрезмерно больших нерационально распределенных нагрузок. Несчастные экзаменуемые страдают от головной боли, тошноты и диареи, у них обостряются все кожные заболевания, появляется чувство общего недомогания, растерянность, паника и страх. У молодых и здоровых людей ухудшается память, сон и аппетит, снижается способность к концентрации внимания, появляется рассеянность. Страх блокирует интеллект, парализует волю. Отсюда провалы в памяти, а иногда и обмороки. Во время подготовки и ответа у учащихся сужаются или расширяются сосуды, изменяется ритм дыхания, состав крови и слюны, усиливается потоотделение.

tired-schoolboy

Особенно сильное стрессовое влияние экзаменов наблюдается у учеников, страдающих нервными и психическими заболеваниями. К тому же экзамены проводятся в самый неблагоприятный момент – весной, в конце учебного года, когда утомление школьников наиболее выражено, у них наблюдаются гиповитаминозы, обострение заболеваний желудочно-кишечного тракта, что ещё сильнее вредит их здоровью и самочувствию.

По данным российских ученых, в период экзаменов у школьников регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы, сопровождающиеся учащением пульса, повышением артериального давления и нарушением баланса отделов вегетативной нервной системы. Такие факторы, как длительное ожидание экзамена, элемент неопределенности при выборе билета (повезет – не повезет?) и жесткий лимит времени на подготовку усиливают эмоциональное напряжение до максимальных значений, что сопровождается «гормональной и вегетативной бурей».

Если вы замечаете симптомы вышеназванных проблем у ребёнка, не закрывайте глаза на проблему и обратитесь за советом к врачу. Он скажет, что необходимо делать в случае, если это связано с состоянием здоровья.

         По данным проведенного специалистами анкетирования среди школьников:

          33% опрошенных жаловались на учащение сердцебиения перед экзаменом,

          31% отмечали расстройство сна,

           20% говорили о нарушении контроля за мускулатурой (неуправляемая          мышечная дрожь, слабость в коленках и пр.),

          8% говорили о неприятных ощущениях в груди,

          4% жаловались на головные боли и пр.

Но это случаи медицинские, а не педагогические, и встречаются они, к счастью, довольно редко. Гораздо чаще глубокий страх перед экзаменами возникает у совершенно здорового школьника.  Страх, как правило, возникает не в результате какой-нибудь неудачи, а в результате ощущения беспомощности перед надвигающейся опасностью.

dc26abb70b24c2e861e788e33119e43a

И здесь родители как никто другой, могут помочь своему ребенку. Помогите школьнику трезво взглянуть на ситуацию. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене и внушите ему, что это не так важно, как ему кажется, не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является мерилом его возможностей. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально “сорваться”. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

 В период подготовки к экзаменам не следует радикально менять подростку режим дня, так как резкая смена привычного образа жизни плохо «вписывается» в налаженные биологические ритмы человека и требует длительного периода адаптации. Поэтому во время экзаменационного периода желательно сохранить привычный ритм сна и бодрствования, ограничившись минимальными изменениями режима дня. Эти изменения должны заключаться в следующем:

 Во-первых, чередование сна и бодрствования: не рекомендуется усиливать учебную нагрузку за счет сна. Нормальный сон не только снимает умственное утомление и обеспечивает восстановление потраченных сил организма, но и играет важнейшую роль в механизмах памяти.

Как показали исследования ученых, именно во время сна происходит перевод информации, полученный за день из оперативной в долговременную память. Поэтому сокращение времени сна не только будет приводить к плохому психическому самочувствию, вялости и апатии, но и снизит эффективность усвоения учебного материала.

Поэтому, во время подготовки к экзаменам, помимо ночного сна, желательно ввести в распорядок дня подростка кратковременный (1-1,5 часа) дневной сон.В экзаменационную пору режим дня часто расстраивается: многие жалуются на нарушение сна. Оно связано с сильным волнением, и велик соблазн бороться с ним с помощью успокоительных.Но это опасный путь. Всякое успокоительное средство, даже безобидная валерьянка, оказывает тормозящее действие на нервную систему. В качестве снотворного, если в том есть необходимость, лучше всего использовать древнейшее средство – мед, который к тому же прекрасно питает мозг.

 Во-вторых, чередование умственной и физической деятельности. Во время подготовки к экзаменам наиболее оптимальной формой распределения нагрузки являются полуторачасовые занятия с пятнадцатиминутными перерывами между ними для спортивных пауз. Способ физической активности не имеет существенного значения. Желательно задействовать все группы мышц для усиления кровообращения в организме. Особенно благоприятно такие паузы действуют на лимфообращение, которое практически прекращается при сидячей умственной работе и поэтому требует периодической, активной стимуляции за счет работы мышц.

Помимо кратковременных перерывов в режиме дня следует предусмотреть 1 -2 больших часовых перерыва для прогулок на свежем воздухе. Прогулки в тёплое время года желательно организовывать в парках, скверах и других местах, имеющих зеленые насаждения с тем, чтобы обеспечить активную вентиляцию легких и насыщение организма кислородом. Для разрядки можно поиграть в волейбол или бадминтон, покататься на велосипеде или на роликах. Посвященный этому час может принести больше пользы, чем лишний час занятий при многочасовом сидении за учебниками.

 Известно, что люди делятся на “жаворонков” и “сов” и их умственная продуктивность различна в разное время суток. Попробуйте разобраться, к какому типу принадлежит ваш ребенок? Для “жаворонка” лучше начинать подготовку с утра пораньше, а вот засиживаться допоздна не просто бесполезно, но даже вредно. Если же ребенок – скорее “сова”, то усаживать его за учебник в ранний час нецелесообразно: он еще не вполне проснулся и будет долго входить в рабочий ритм. А вот посидеть чуть попозже вечером может быть нелишне.

 ребенок-спит-за-учебниками-2478-620x350

Перед устным экзаменом хорошо попробовать ответить на вопросы перед зеркалом (желательно таким, чтобы видеть себя в полный рост), обращая внимание на позу, жесты, выражение лица. Предложите ребенку, чтобы ответы на наиболее трудные вопросы он полностью, развернуто рассказал Вам, причем старайтесь это делать так, как требуется на экзаменах.

Почему это надо делать? В психологии установлено, что чем больше различия в состояниях человека в тот момент, когда он получает информацию (готовится к экзамену) и воспроизводит ее (сдает экзамен), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Готовиться обычно приходится дома, сидя, а то и лежа, в спокойной обстановке, расслабившись, а отвечая на экзамене человек испытывает напряжение, волнение. Экзамен – волнующее событие, но волнение может быть разного рода. Чаще всего оно порождено боязнью неудачи. Боязнь же продиктована, прежде всего, необычностью ситуации. Этот фактор желательно заранее смягчить.

 Питание.

 c0911a66207aced77fcaf94a7eacc44d

Экзамены – серьезная проверка организма на прочность. Особая нагрузка в этот период ложится на нервную систему. Во время подготовки к экзаменам необходимо быстро и глубоко сосредотачиваться, запоминать большой объем материала. На экзамене надо уметь справиться с волнением. Поэтому придется обратить внимание на режим питания.

Во время интенсивной умственной работы школьникам рекомендуется 4 -5-разовое питание.

При более редком питании поступление большого количества питательных веществ вызывает перенаполнение желудка, прилив крови к нему и, соответственно, нарушение кровоснабжения мозга, что вызывает вялость и сонливость.

Более частое питание отвлекает от занятий и в сочетании с гиподинамией может приводить к повышению массы тела. Питание должно быть средней калорийности, в пищевом рационе должно быть достаточное количество белков, витаминов и растительных жиров. Избыток животных жиров и крахмала нежелателен.

Очень важно наличие в пище свежих растительных продуктов – овощей и фруктов. Они не только являются источников витаминов, но содержат клетчатку, обеспечивающее нормальное функционирование кишечника (в противном случае сидячая умственная работа и хронический нервный стресс, сопровождающийся активацией симпатической нервной системы, могут вызывать запоры). Помимо свежих овощей и фруктов, в качестве источника витаминов можно использовать ржаной хлеб, яйца, печень, также можно применять поливитаминные комплексы с добавлением микроэлементов.

Особенно необходимы молодому организму в этот нелегкий период продукты, которые содержат большое количество белка и витаминов группы В. Это нежирные сорта мяса, печень, молочные продукты, бобовые, зерновые, коричневый рис, орехи, свежие овощи и фрукты, пивные дрожжи.

Самое полезное блюдо в экзаменационный период – это жирные сорта рыбы – витамины, жиры и кислоты не дадут организму расслабиться.

Для перекуса идеально подойдут несоленые орешки, сухофрукты и свежие фрукты. А вот про чипсы детям на время лучше забыть, из-за высокого содержания жира желудку будет тяжело. Молочные продукты ненадолго прогонят чувство голода, но подкрепиться йогуртом очень даже полезно для нервной системы.

При «зубрежке» также полезно погрызть морковку (еще лучше натереть на терку и полить подсолнечным маслом), она улучшает память.

А помидоры, любые цитрусовые и капуста избавляют от лишнего стресса, так что на сочинение лучше дать ребенку с собой не булку, а апельсин.

Если ребенок слишком нервничает, и кусок в горло никак не лезет, пусть возьмет на экзамен пару бананов или горсточку изюма. Кстати, в бананах содержится «гормон счастья» – серотонин, очень необходимый в такой трудный момент, как сдача экзаменов.

Многие рекомендуют во время экзаменов есть шоколад, он действительно поможет сконцентрировать внимание и немного успокоиться. Но злоупотреблять сладостями не стоит.

Пока Ваш ребенок готовится к экзаменам, поите его минеральной водой или водой без содержания сахара, а про чай и, тем более, кофе пусть пока забудет.

Перед самим экзаменом неплохо выпить стакан лимонного или ананасового сока (большое количество витамина С плюс минимум калорий).

На выпускных экзаменах в школах часто предлагают чай с лимоном. Пусть не отказывается, это ему поможет.

Стресс оказывает негативное влияние на психику человека. Это ухудшение памяти, затруднение речи, сильная усталость от занятий. Одно из неприятных последствий стресса – нарушается гармоничная работа полушарий мозга.

В спокойном состоянии оба полушария работают согласованно. Левое отвечает за анализ, логику. Правое – за эмоции, образы. Обмен информацией между ними осуществляется через узкий участок, так называемое мозолистое тело. В результате стресса – блокируется нормальное течение нервных процессов через это тело. У ребят с доминирующим правым полушарием «пропадает» логика, способность выводить формулы, решать задачи. У ребят с доминирующим левым полушарием – все, что связано с образностью, грамотной речью. Неслучайно после неудачного экзамена или контрольной можно услышать: «память отшибло» или «слова не мог вымолвить». Это точно описывает то, что происходит в мозгу.

 Есть несколько упражнений, цель которых – избавить человека от подобных неожиданностей.

School_foto5

1.Перекрестные движения помогают восстановить гармоничную работу обоих полушарий. Как известно, правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое – правой. Делая движения, в которых задействованы обе половины тела, мы невольно заставляем «включаться» в работу оба полушария.

Перекрестный шаг: правая рука кладется на левое колено, а левая – на правое. При каждом шаге правая нога ставится в левую сторону, а левая нога – в правую.

2. Следующее упражнение знакомо всем с детства: руки вытягиваются вперед, ноги поочередно поднимаются и касаются ладони противоположной руки.

Как вести себя накануне экзамена.

Каждому известно: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это, однако, ерунда. Ребенок уже устал, и не надо ему себя переутомлять. Напротив, с вечера пусть перестанет готовиться. Совершите прогулку вместе с ним.

Чтобы вся информация в голове “уложилась” и “утряслась”, накануне экзамена надо отвлечься, хорошенько отдохнуть, а потом как следует выспаться. Поэтому решительно пресеките всякие попытки вашего ребенка доучить и дочитать все в последнюю ночь.

Ни в коем случае не стоит “снимать стресс” перед самым экзаменом при помощи успокаивающих средств, даже самые безобидные из них типа валерьянки притупляют внимание, затормаживают реакцию и вообще могут подействовать совершенно не так, как хотелось бы.

 Соблюдайте наши рекомендации и процесс подготовки и сдачи экзамена окажется на много проще как для вашего ребенка, так и для вас!

Сдача ЕГЭ по математике в московской школе

Добавить комментарий